Если на приборной панели вашего автомобиля загорелся индикатор «Check Engine», не стоит паниковать, но и игнорировать его нельзя. Эта лампочка указывает на то, что электронная система управления двигателем зафиксировала какую-либо неисправность. Причин для ее появления может быть множество — от банального незакрученного бензобака до более серьезных проблем, например, с системой выпуска отработанных газов. Одной из наиболее распространенных причин может быть неисправность катализатора.
Как катализатор связан с работой двигателя?
Каталитический нейтрализатор (или катализатор) предназначен для снижения вредных выбросов. Он преобразует угарный газ, оксиды азота и несгоревшие углеводороды в менее вредные вещества. С течением времени или из-за неправильной эксплуатации он выходит из строя. К его оплавлению или засорению могут привести, например:
- использование некачественного топлива;
- перегрев двигателя;
- длительная езда с неисправной системой зажигания.
Когда катализатор работает неправильно, датчики кислорода (лямбда-зонды), установленные до и после него, фиксируют несоответствие данных и отправляют сигнал на ЭБУ (электронный блок управления). В результате на панели загорается «Check Engine».
Автомобиль при этом может:
- начать потреблять больше топлива;
- терять мощность;
- выхлоп может приобрести резкий запах.
Нужно помнить, что неисправный катализатор не только ухудшает работу двигателя, но и может привести к более серьезным поломкам, например, повредить поршневую группу из-за увеличенного обратного давления в системе.
В некоторых случаях его можно прочистить или восстановить, но чаще всего его приходится заменять на новую деталь, которая достаточно дорогая. Альтернативой может стать его удаление, и установка на его место пламегасителя, и перепрошивка ЭБУ. Но прошивка под Евро 2 должна обсуждаться и выполняться только квалифицированным специалистом.
Как бы то ни было, появление сигнала на приборной панели — это повод обратиться на СТО и провести диагностику. Если проблему не игнорировать и вовремя заняться ремонтом — это поможет значительно сэкономить и сохранить автомобиль в технически исправном состоянии.
Как лучше поступить после удаления катализатора?
Сам по себе демонтаж катализатора — это лишь часть процесса. После его удаления второй датчик начинает фиксировать некорректные показатели, из-за чего ЭБУ «считает», что в системе проблемы. Это приводит:
- к появлению ошибки «Check Engine» снова;
- перерасходу топлива;
- нестабильной работе двигателя.
Чтобы автомобиль продолжал работать стабильно, корректно и без ошибок на приборной панели, необходимо выполнить перепрошивку блока управления на стандарт Евро-2.
Евро-2 полностью отключает контроль по второму лямбда-зонду. Таким образом, программа ЭБУ «не замечает» отсутствия катализатора, и позволяет двигателю работать в штатном режиме. При этом прошивка не влияет на основные настройки, а лишь адаптирует его под изменившиеся условия работы выхлопной системы.
Также при грамотной прошивке на Евро-2 можно дополнительно оптимизировать работу двигателя, улучшить отклик на газ, повысить тягу на низких оборотах и даже незначительно снизить расход топлива. Особенно это справедливо для автомобилей с большим пробегом, где штатная прошивка может уже не обеспечивать оптимальных характеристик.